Главным делом Анны Ильиничны Морозовой в первые годы после смерти
мужа было завершение строительства каменной церкви в селе Павловском. В селе была деревянная церковь Благовещения, каменную
начали строить ближе к боярским хоромам. Начал строительство Борис Иванович Морозов. Его вдова только расплачивалась с
каменщиками. В октябре 1662 года «каменщику Ондрею Моисееву с товарищи дано за церковное дело 300 рублей». В декабре
боярыня расплатилась за поставку камня — 600 рублей, в июне следующего года — за покрытие глав белым железом (75
рублей мастерам). Церковное строительство в Древней Руси не было слишком дорогим делом. Деревянные храмы стоили очень
дешево, каменные постройки требовали значительно больше средств. Но самым дорогим в устройстве церкви было ее внутренне
убранство — иконостасы, осветительные приборы, священные сосуды, книги, облачения. Поэтому во всех официальных
описях непременно подчеркивается, на чьи деньги украшалась церковь. Этой же осенью для церкви покупались еще недостающие
гвозди и окна (по описи 1667 года в церкви было 18 слюдяных окон). Но уже полным ходом шли работы в интерьере. Был заказан
иконостас московским художникам Ивану Владимирову и Филиппу Павлову. В октябре они получили на материалы (краски и доски) 500
рублей, а в ноябре Анна Ильинична заплатила им еще 400 рублей. Анна Ильинична купила в церковь несколько книг, а в
декабре заплатила за колокола: «за дело и за прибавочную медь и за олово дано 324 рубли котельного ряда торговому человеку
Алексею Григорьеву, и те колокола посланы в Павловское». В большом колоколе было около 370 кг а в малом - около 47
килограммов. 17 февраля за шесть больших «свечей поставных» (т.е. напольных) заплачено 82 рубля. Следующей
статьей расхода в книге боярыни идут выплаты всем, кто участвовал в освящении церкви. Таким образом, можно считать точно
установленным, что церковь Благовещения в селе Павловском была освящена 17-19 февраля 1663 года. На чертеже, хранящимся в
фонде Тайного приказа, личной канцелярии царя, которая занималась селом, показаны оба храма. Деревянная церковь одноглавая, с
ярусами закомар, характерных для русского зодчества конца XV— начала XVI вв. Новая каменная церковь показана такой, какой
она, почти без изменений дошла до нашего времени. Она пятиглавая, с дополнительными главками над приделами, с шатровой
колокольней. Очень многие приобретения для храма не вошли в сохранившиеся документы. Выше упоминались покупки Анной
Ильиничной цветных тканей. Читая описания церкви в Павловском с множеством драгоценных покровов на престолы и облачениями, можно
представить себе всю роскошь и многоцветие убранства церкви. Итог стараний Анны Ильиничны по украшению храма подводит
опись 1667 года. В центральном иконостасе храмовая икона Благовещения и икона архангела Гавриила были в золотых окладах с
драгоценными камнями. Венец на иконе Благовещения был украшен жемчугом. В том же местном ряду находились иконы: Алексея —
человека Божия (святой покровитель царя Алексея), Алексея Митрополита Московского, преподобной Марии Египетской (ее имя получила
царица Мария Ильинична). Была икона Зачатия Богоматери (этой иконе молились о рождении детей), преподобного Саввы Сторожевского.
В этом же ряду находилась икона пророка Ильи — небесного покровителя боярина Бориса Ивановича, крещеное имя которого было
Илья. Кроме того, были иконы Троицы и покровителей лошадей Флора и Лавра. На местных образах были серебряные венцы, перед
иконами стояли шесть деревянных подсвечников (по всей вероятности, расписных). В остальных рядах иконостаса было 11 икон в
серебряных басменых окладах и 30 без окладов. На аналое и в алтаре иконы Благовещения были украшены серебряными
позолоченными окладами. Во всех тех алтарях были литые серебряные Распятия. Серебряные священные сосуды - потир, дискосы (3
блюда), лжица — были только в главном алтаре, в приделах они были оловянные. 3 напрестольных Евангелия были украшены
серебряными окладами. Храм был полностью снабжен необходимыми книгами. Здесь были 12 томов Минеи со
службами на весь год, Псалтири, Часословы, Служебники и Требники для священников. Поразительно, что кроме необходимых по уставу
богослужебных книг, в храм сразу же были куплены книги для чтения. Это были два толковых Евангелия, Прологи с житиями святых и
рассказами из истории, сборник Ефрема Сирина, Житие Николая Чудотворца. В храме было два придела — пророка
Ильи и Николая Чудотворца. В приделе Ильи пророка находилась икона Похвалы Богоматери, вероятно, связанная с родом
Милославских. Во всяком случае, в доме Ильи Даниловича Милославского в Кремле домовая церковь была Похвальской. Были иконы
Иоанна Лествичника и Иоанна Златоуста (по всей видимости, в память отца боярина). В приделе Николая Чудотворца местные образы
Спаса и Николы были в серебряных венцах. Уже упоминалось, что стараниями Анны Ильиничны в храм села Павловского было
куплено множество драгоценных тканей. Покровцы, «одежды на престол», облачения шились соответственно вкусам времени,
когда сочетания самых ярких красок считалось обязательным. Поэтому в описи встречаются описания: «ризы — объярь
алая, оплечье — атлас серебряный, опушены зеленым» или: «ризы из красной камки, кайма лазоревая». Были и
примеры удивительного вкуса — покровцы: «атлас бел, опушен дорогами — бруснишной цвет». Кадил в
храме было четыре (одно серебряное), одна медная водо-святная чаша. Три паникадила в храме были медные. Самым неожиданным
в описи интерьера церкви были «два зеркала стенные, хрустальные». Нет сомнения, что эти чрезвычайно дорогие веши
были просто украшением и символом дорогой жертвы устроителей храма, а не предназначались для того, чему они служили в обычном
быту. Описание храма в Павловском как нельзя лучше показывает уровень жизни и богатства его устроителей. Разумеется, в
обычной сельской церкви этого времени нельзя было найти и части той роскоши, которой оснастили храм Благовещения его
создатели.
|