По существующей ныне благочестивой традиции, Великим Постом практически в каждом приходе совершается Таинство Соборования или Елеосвящения, являющееся одним из семи таинств нашей Православной Церкви, при котором семикратно помазывается тело святым елеем (маслом) и призывается в молитвословиях Благодать Божия, исцеляющая недуги душевные и телесные.
Хотя Елеосвящение и сходно с Таинством Покаяния тем, что при его совершении отпускаются грехи, но это грехи не исповеданные по забвению, по неразумению, грехи, случившиеся вследствие человеческих немощей и помимо ведома согрешившего; грехи,которые были причиною болезни, но болящий не знал об этом и не почитал их грехами. Тем не менее, Таинство Елеосвящения не отменяет и не заменяет Исповеди, к которой обязательно должен приступать каждый соборующийся, дабы своим покаянием очиститься от осознанных согрешений.
Считается, что Соборование, в первую очередь, должно совершаться над болящими для их исцеления, но вряд ли сейчас найдется человек, свободный от физических и духовных недугов, поэтому, приступая с верою и упованием на милость и долготерпение Божие, мы надеемся на исцеление своих духовных и душевных немощей, невидимых язв, поразивших нашу страдающую душу, покрытую коростой нераскаянных и забытых грехов. Немоществует душа - немоществует и тело... Исцеляем душу Благодатию Божией - восстает от болезней и изнемогающая от грехов плоть. Но, конечно, не для того, чтобы и дальше следовать страстям, упиваться всеми мыслимыми и немыслимыми удовольствиями, а для того, чтобы, будучи созданной по образу и подобию Божиему, уподобиться сосуду чистому, вмещающему самое дорогое и ценное - бессмертную душу.
Таинство елеосвящения установлено на основании слов апостола Иакова в Соборном послании: "Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восстановит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему" (Иак. 5; 14-15). Елеосвящение совершается священниками или архиереями. Совершение елеосвящения желательно несколькими (согласно требнику - семью) священниками (отсюда др. назв. - соборование), но допускается и одним. Чин елеосвящения состоит из благословения, начала обычного, канона, ектений о болящем, освящения елея с иерейской молитвой, семь раз читаются Апостол и семь раз Евангелие, после каждого чтения Апостола и Евангелия произносится ектения и читается тайносовершительная молитва с помазыванием больного елеем. После седьмого, последнего помазания священник кладет больному Евангелие на голову и читает разрешительную молитву.