ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   ПРИХОДСКАЯ ГАЗЕТА   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Таинства

Таинствами называются те священнодействия, в которых с особенной силой действует Благодать Святого Духа и которые наиболее важны в духовной жизни христианина.

Таинствами являются: Крещение, Миропомазание, Причащение, Покаяние, Брак, Елеосвящение и Священство.

Необходимые признаки таинств: богоучрежденность, невидимая благодать и видимый образ совершения. Таинства имеют божественное происхождение, т.е. установлены Самим Иисусом Христом. Если о некоторых из таинств, например, о причащении, крещении и покаянии, Спаситель говорил уже во время Своей земной жизни, то потому, что эти таинства есть важнейшие и непостижимейшие. О других таинствах нет столь же ясных свидетельств в Евангелии, но указания на божественное происхождение их находятся в посланиях апостольских и в книге Деяний апостолов, а также в свидетельствах апостольского предания, сохраненных творениями отцов и учителей Церкви первых веков христианства (св. Иустин Мученик, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский, Ориген, Тертуллиан, св. Киприан). Внешние знаки в таинствах имеют значение не сами по себе, а для человека, который по самому устройству своей природы нуждается в видимых средствах для усвоения невидимой силы Божией.

Таинства существенно отличаются от обрядов (каковы освящение воды, отпевание умерших и проч.). Обряды имеют, во-первых, церковное, а не божественное происхождение. Во-вторых, таинства сообщают человеку благодать Божию, которая вселяется во внутреннюю духовно-нравственную жизнь человека и изменяет ее; обряды призывают благословение Божие на внешнюю жизнь и деятельность человека.

По православному учению, условиями для совершения и действенности таинств признаются присутствие обеих сторон таинства: объективной и субъективной. Первая сторона (объективная) состоит в правильном совершении таинства законно поставленным иерархическим лицом, при соблюдении известной определенной внешней формы и словесной формулы таинства, согласно божественному установлению; субъективная же сторона таинства заключается во внутреннем настроении и расположении христианина, принимающего таинство. Первая сторона таинств составляет условие для действительности таинств; вторая служит условием для их благодатной действенности. Действительность таинств, по православному учению, не зависит от заслуг или достоинств лиц, совершающих и приемлющих таинство; спасительное же действие таинства обусловливается известным нравственным состоянием человека, приемлющего таинство; оно требует от человека веры, сознания великого значения и важности таинства и, наконец, искреннего желания и полной готовности принять его. При отсутствии этих последних требований принятие таинства служит к осуждению человека (1 Кор. 11:26-30).

Rambler's Top100