ГЛАВНАЯ   НОВОСТИ   РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ   КОНТАКТЫ   КАРТА САЙТА

Торжество Православия

Неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

Это празднование было установлено по поводу окончательной победы Святой Церкви над иконоборческой ересью в 843 г. и восстановления почитания святых икон,  после продолжительного на них гонения в 8 и 9 веке.

Может возникнуть вопрос: почему же праздник именуется Торжеством Православия, а не, например, Торжеством победы над иконоборчеством? Дело в том, что ко времени создания чина, то есть к IX веку, уже состоялось семь Вселенских Соборов и завершилось установление основных догматов Церкви. Таким образом, победа над иконоборцами стала органичным завершением окончательного Торжества Православия над ересями и расколами, раздиравшими Церковь.

Празднование Торжества Православия было установлено в IX веке праведной царицей Феодорой, которая была женой греческого императора Феофила Иконоборца. Ересь иконоборцев была чрезвычайно распространена в Греции и других государствах в VIII—IX веках. Истинные православные подвергались гонениям, видных деятелей Церкви отстраняли от служения, многие верующие были казнены, а иконы и мощи святых сжигались.

Царица Феодора не разделяла ереси мужа, следуя повелению VII Вселенского Собора, на котором в 787 году был принят догмат о почитании икон. И сам Феофил перед смертью раскаялся, но тяжелая болезнь не позволила ему принести реальные плоды покаяния. Однако после смерти императора управлять государством вместо малолетнего царевича стала святая Феодора, и иконоборцы были повержены. Царица восстановила почитание икон и вернула праведных священнослужителей, в том числе Патриарха Мефодия, на их должности. В 842 году по ее инициативе в Константинополе был проведен Собор, где иконоборцев предали анафеме. Тогда же Патриарх Мефодий установил чин Торжества Православия (то есть правильного славословия Богу и исповедания веры), который должен был совершаться в первое воскресенье Великого поста и содержать благословения правоверным и анафемы еретикам.

По окончании Литургии в этот день положено совершать особый чин Торжества Православия, на котором Церковь, возглашая главные догматы, ею исповедуемые, молится об обращении заблуждающихся и о сохранении чад своих в истинной вере Христовой. После этих молитв она отлучает (анафемствует) от себя непокорных сынов, зараженных еретическими заблуждениями и возглашает вечную память тем, которые до смерти остались в послушании Церкви, особенно же – святым защитникам Православия.

Rambler's Top100